Яму изучат
Скриншот с сайта youtube.com

Ученые выдвинули четыре версии образования гигантской воронки на Ямале

Ученые выдвинули четыре версии о том, как могла образоваться воронка, которую обнаружили в центре Ямала. В их числе — падение метеорита, карстовая воронка, образование бугра пучения и взрыв подземного газа, который специалисты назвали взрывом «подземного шампанского». Для изучения объекта на место вылетит группа ученых. Специалисты не исключают появления новых провалов в земле.

16 июля к гигантской воронке, которая обнаружена в 30 км от поселка Бованенково и в 70 км от Карского моря, на вертолете отправится группа ученых из салехардского Центра изучения Арктики и тюменского Института криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук, сообщила «Российская газета».

Экспедицию снарядили после того, как в интернете было опубликовано видео воронки, которое сделали нефтяники, облетавшие на вертолете промыслы. Видео с воронкой уже несколько дней входит в пятерку самых просматриваемых в России роликов, сообщает сервис «YouTube Trends».

Образовалась воронка примерно 2 года назад, приводит свои данные «Российская газета». О ней знали пилоты вертолетов, летающих по маршруту Бованенково — Надым, некоторые ученые и сотрудники регионального МЧС.

Диаметр отверстия — более сотни метров, сообщает агентство Ura.ru. Точные размеры, в том числе глубина, неизвестны. На дне, по словам автора видео, шумит подземный поток. Вокруг воронки виден выброс грунта и темный провал.

В ходе экспедиции исследователи возьмут пробы грунта и воздуха, исследуют отверстие визуально, сфотографируют и снимут на видео.

Пока же ученые выдвигают четыре версии образования ямы, пишет ИА «Ямал-Медиа». Первая — падение метеорита. Но не заметить его падения или сотрясения земли от падения невозможно. Вторая — образование карстовой воронки из-за обвала свода подземной полости. Но такие явления не характерны для Ямала, а воронка из-за обвала выглядела бы по-другому, не было бы грунта вокруг. Третья — образование бугра пучения в результате прорыва напорных вод. Но форма воронки также не характерна для такого явления.

Четвертая версия получила название «взрыв подземного шампанского». Ее выдвинула исполнительный директор Субарктического научно-учебного полигона, кандидат геолого-минералогических наук Анна Курчатова. Смесь из газа и воды долгое время скапливалась в полости на глубине приблизительно 15 метров, просачиваться вверх смеси мешал слой льда. Но давление нарастало, и под действием дополнительных факторов произошел взрыв, в результате которого лед с песком выбросило наружу, пояснила ученый. Дополнительными факторами она назвала деформацию осадочной породы и глобальное потепление. Последнее может привести к повторению подобных взрывов.

Помощь полиции Далее в рубрике Помощь полицииНа Ямале возрождаются добровольные народные дружины Читайте в рубрике «Общество» Будут ли оплакивать Владимира Путина?Попробуем объяснить неистребимую любовь русского народа к самодержцам Будут ли оплакивать Владимира Путина?